воскресенье, 15 ноября 2015 г.

В Умань по железной дороге, или вдалеке от больших городов, где над рельсами нет проводов.

А почему нет???

     Конец лета...
     Его ощущаешь еще заранее, под конец июля. Когда на улице ещё стоит неимоверная жара, пляжи переполнены, а единственное желание днем, да и ночью, прохлада и дождь. Но, не смотря ни на что, ты уже нутром чуешь, что лето вот-вот отступит и начнется серая и унылая, но от этого не менее долгожданная, осень. И именно в такие моменты начинаешь задумываться о банальности  своей жизненной программы - работа, еда, сон, работа... и так без конца и края, пока не состаришься... И хорошо, если есть какое-то хобби, которое позволяет отвлечься от повседневной суеты.
     А оно, к счастью, есть.
     Данная поездка планировалась довольно давно, но постоянно откладывалась в виду всяких обстоятельств. Очередной раз про реализацию плана заговорили в средине августа и, как говориться, завертелось. Но произошло нечто, что лично меня повергло в пускай и приятный, но все таки, шок - желание участвовать изъявила моя супруга и наша общая хорошая знакомая. На счет последней, тут все понятно - подорванная туристка, но моя жена - человек, для которого 5 часов в комфортной электричке - катастрофа... Но тем не менее, факт остается фактом и решение ехать было твердым и окончательным.
     А дальше все, как всегда - подготовка и расчет маршрута, закупка билетов и ожидание...

Даты проведения поездки:
11-13.09.2015.

Маршрут:
Киев - Гребенка - Смела (станция имени Шевченко) - 
Умань - Христиновка - Вапнярка - Жмеринка - Киев

Участники поездки:
Дмитрий Сухов,
Дарья Тульчий,
Виктор Орлов,
Елена Ландарь,
Игорь Петривський,
Андрей Харьковой,
Алексей Лавров.

День первый - поехали

     Жарко. Хотя странно - несколько дней до этого было довольно так прохладно, и даже дождь шел, а тут, как под заказ - солнце и жарко. Основная масса участников начинала путешествие из Киева, однако с разных станций. Игорь приехал из Белой Церкви на Киев-Волынский, куда пришла и Лена и решили подъехать мы с Дашей. Ибо пятница, "День освобождения Киева", а значит места стоит занять заранее...
     И идея оправдывает себя уже на третьей остановке - Киев-пассажирском. Несчастная, полуушатанная ЭДха забивается в мясо. Андрей подсаживается на Протасовом Яру и едет сидя только благодаря нашей предусмотрительности. Про Леху, садившегося на Дарнице и говорить нечего.
     Чувствуется, что эелектричка недавно прошла средний ремонт, но наши люди никуда не делись - часть окон уже не открывается, двери, между тамбурами и салоном, во многом не закрываются, такая же ситуация и с наружными дверьми. Правда последнее порадовало - и покурить проще, и остыть, после вагонной жары, можно. Людей много и в основном, это люди старшего поколения - студентов очень мало. Возможно, это связанно с ранним временем отправления из Киева - не у всех ещё пары закончились. Тем не менее, нас никто не трогает и не делает нам замечания, даже когда мы открываем по бутылочке пива.  Окна, открытые нами по всему вагону, где это удалось, по большей части, закрыли. Косились, в том числе, и на окно около нас, но мы стойко игнорили поползновения радикально настроенных бабушек.
     Неспешно протекает беседа, а я тем временем наблюдаю за нашими попутчиками. А тут все, как всегда, но от этого не менее забавно. Поезд ещё не успел тронуться, а "миграция тюленей" уже в полном разгаре. При чем, я ещё могу понять людей, которые единожды проходят через весь состав и останавливаются на одном месте, не важно, сидя или стоя. Но ведь есть экземпляры, пробегающие по всему составу туда и обратно по несколько раз в течении десяти минут. Неужели они думают, что где-то освободится место??? Зачастую, такие пассажиры заканчивают свои пробежки в тамбуре одного из вагонов, при чем именно того, в котором есть туалет, ибо все остальные уже заняты.
     Проходит около четырех часов поездки - несколько перекуров, несколько станций, где мы стоим под обгоном (сразу видно, что большинство пассажиров часто ездят этой электричкой - четко знают, на какой станции и сколько простоит поезд) и мы в Гребенке.
     Вообще, эта станция стала для меня знаковой, что ли - две трети моих поездок электричками проходили именно через нее. Может потому я особо не люблю гулять по ней - приелась, а сразу стремлюсь сесть в дизель, который уже стоит с северной стороны вокзала. Я никак не набалуюсь новым телефоном и эксперементирую с камерой, делаю пару фото в дизеле и около него.



     Людей в Дизеле не много, как для пятницы, но все же хватает А тут ещё и дети... Тем не менее, мы отлично ужинаем, запасенными из дому продуктами и дальше едем в полусонном состоянии. Наблюдаем за играющимися детьми. Порадовали и кассиры - как только мы тронулись с Гребенки, они тут же подошли к нам, с целью взимания дани за проезд, но еда оказалась быстрее. Пришлось попросить кассирш подойти позже. Те немного опешили от такой наглости, однако, услыхав, что ехать нам аж до конечной, согласились и ушли. В итоге это имело для нас положительный результат - вернувшись, они выбили нам билеты уже не от конечной, а от одной из промежуточных станций, что позволило нам сэкономить по паре гривен. В Черкассах почти все пассажиры нашего вагона выходят и предполагается, что дальше нам ехать в пустом вагоне, но не тут то было - количество людей на платформе просто шокирует. Однако в наш вагон почти никто не садится, в отличии от соседнего. Позже выясняем причину - группу детей везут на море. Видимо, решили сэкономить на автобусе до Смелы и привезти детей к поезду дизелем. В том вагоне по видимому весело, но нас это не печалит, особенно когда разрешили курить в межвагонке. Не обошлось наше приветствие с Одесской дорогой без приключений и курьезов: при походе в головной вагон в туалет и за разрешением на покурить, ко мне пристал глухонемой, которого я долго не мог понять, а ведь все оказалось так просто - он просто предлагал с ним выпить. Я тактично отказался и вернулся к своим друзьям.
     А тем временем, мы прибываем в город Смела, на вокзал имени Шевченко. Здесь нас ждет отдых в чудесных комнатах отдыха. Жаль у нас на это мало времени. Девушек селят в отдельной двухместной комнате, с плохозакрывающимся окном, нас в четырехместной, где я уже ночевал в мае, когда приезжал на паровозную покатушку ко Дню Победы. Сам я, как тогда, так и сейчас, выспался отлично, в отличии от своих друзей - а вот им повезло меньше: кому-то мешали постоянные объявления диктора по станции, кому-то дуло... Тем не менее, переночевали хорошо, отдохнули, наполнили термос кипятком и двинули дальше.

День второй.
Дизельный рай.

     Смела и новый день встречают нас бодрящей прохладой, шикарным рассветом и собакой за ним наблюдающей.


     Перекурив и пофотографировав рассвет, идем к памятнику паровозу. Его поставили к столетию станции. Около него знакомимся с местной мафией - бродячими собаками. Больше всего нас порадовал рыжий пес, который очень хотел быть в центре внимания, и потому дважды переходил и укладывался в центре нашей компании.



     Седьмой участник и, собственно идейный вдохновитель всей поездки, Виктор, едущий из Харькова, прибывает точно по расписанию и наконец, вся команда в сборе. А вместе с Виктором, приходит из Черкасс и наш дизель, который и повезет нас дальше. А вместе с дизелем, мы встречаем ещё одного нашего знакомого, едущего в Цветково, где проходит реставрация нескольких паровозов.
     Садимся в дизель с заранее купленными билетами и тут нас ждет первое и, наверное, единственное разочарование на Одесской дороге: купив билеты на так называемый "региональный" поезд, я долго задавался вопросом - почему даже за сутки до отправления, продано всего два билета, кроме наших??? Ах, как все просто - на самом деле, это обычный пригородный поезд, билет на который покупать вовсе и не обязательно, а можно всего лишь оплатить проезд кассирам прямо в поезде. Естественно, когда я возмутился, мол, у нас билеты с местами, на меня посмотрели, как на идиота. Макс, наш черкасский друг, с улыбкой пояснил нам, что и правда, региональным этот поезд только считается, на самом же деле, это банальный пригород со всеми остановками. Есть и ещё один, правда идет он всего лишь до Христиновки, так вот там и правда - и сидушки получше, и места прописаны... Что же, в следующий раз будем умнее. Радует одно - как выяснилось, брать билеты все же дешевле, чем по факту в поезде.
     Людей много и мы принимаем решение ехать в тамбуре. Главное, что девушки едут сидя.


     Через минут сорок подъезжаем к Цветково. Тут прощаемся с Максом и выходим покурить, так как стоит наш поезд здесь 8 минут - вторая смена направления. Ещё эта небольшая станция интересна своей базой запаса, на которой группа энтузиастов восстанавливает паровозы, а с недавних пор ещё и тепловоз ТЭ3, правда всего одна секция, но все же.


     И вот отправляемся. По этой линии я еду впервые. Движения, как такового тут нет - пара пригородных, один пассажирский, и тот не ежедневный, и несколько товарных. Но сама линия просто завораживает своей красотой. Тут бы построить рай для туристов... Только, кому у нас это надо?


     Дизель катится дальше, людей становится меньше и мы занимаем места рядом и завтракаем. Местные смотрят на нас, как на самое обычное явление, однако только до тех пор, пока мы не начинаем фотографировать станции или просто пейзажи за окном. Но нам ли обращать на такое внимания.
     через 4 с лишним часа мы прибываем в Христиновку. Тут снова большая стоянка в связи со сменой направления - третьей и последней на этом маршруте. Ещё по дороге сюда, мы обсуждали с Виктором, очень опытным путешественником электричками, что по сути, это единственный маршрут, на котором происходит такое количество смен направления... Но это все не суть важно. Пока Христиновка. Но сейчас у нас тут есть всего 9 минут и потом дорога дальше. А сюда мы ещё вернемся, но потом.
     Ещё 40 минут пути и наконец, вот он, славный город Умань.
     Маленькая, но весьма уютная тупиковая станция с минимальным движением Всего две платформы и два пассажирский пути. И всего два пассажирских состава, один из которых даже не ежедневный - Умань-Черкассы 855 и Поезд Умань-Одесса. К слову, именно он и стоял на втором пути, и именно им нам и предстоит вечером переехать в Христиновку, но всему свое время. Идем на небольшую фотоохоту.




     Все это прекрасно, но мы приехали сюда не за этим. Вернее, не совсем за этим. Хорошего, как говорится, понемножку. Сделав по несколько фото, отправляемся дальше. И, как познее выяснилось, как раз вовремя: дело в том, что местная ДСП (дежурная по станции) не разу, судя по всему, не видела железнодорожных фанатов в их естественной среде обитания, да ещё и в таких количествах. Как бы там ни было, а только она решила, от греха подальше, вызвать наряд милиции, что и сделала. И тут очень хочется похвалить нашу "пресловутую оперативность"  с которой они реагируют на вызов. Нет, не думайте, что они не приехали - приехали, однако нас к тому моменту в районе вокзала уже не было. вечером, вернувшись на вокзал, мы их таки увидели, но всему свое время.
     Выйдя на привокзальную площадь, осматриваемся. А она самая обычная - пустынная, с парочкой скучающих таксистов и несколькими ларьками сбоку. Там же и остановка.

     До парка, в который мы собственно и направляемся, не так уж и далеко, но ради экономии времени, мы решаем ехать маршруткой. Этому во многом поспособствовал стоящий неподалеку микроавтобус Ивеко, на котором очень хотелось прокатиться, вспомнить давно забытое чувство - в Киеве их сняли с маршрутов очень давно. Проезд, по нашим меркам, недорогой, но для местных, при учете, что город не так уж и велик. сумма (3,5грн.) все же великовата. Мы едем по городу, а я внимательно смотрю в окна в надежде увидеть евреев хасидов, которые как раз в эти дни массово съезжаются в Умань для празднования еврейского нового года. Сперва они то ли не попадались на глаза, то ли я просто не понимал, что это они, но потом, все чаще и чаще, я стал замечать мужчин самого разного возраста, одетых в элегантные черные костюмы. Лично на меня их одеяния, да и внешний вид в целом, произвел неизгладимое впечатление. И, чем ближе к дендропарку, тем паломников становилось больше. Спустя минут 15 мы выходим с маршрутки и попадаем в парк.
     Ну а что тут скажешь - Софиевка прекрасна всегда и в любую погоду. А ещё и с экскурсией от Андрея...







     Рассказывать что либо об этом месте просто бессмысленно - просто приезжайте и сами все увидите. А наше путешествие продолжается.
     Времени у нас до поезда ещё много, но и дел не меньше - закупиться продуктами в дорогу, перекусить сейчас что-нибудь и бегом на вокзал, пофотографировать тепловоз и договориться с проводниками за безбилетный проезд одного перегона до Христиновки - дело в том, что решено было билеты не брать, в виду их дороговизны на сайте УЗ. Перекусив в пиццерии, зайдя в АТБ, садимся на маршрутку и через 10 минут мы уже на вокзале.
     Начинается мелкий и холодный дождь и часть нашей группы отправляется в здание вокзала в ожидании посадки, а я с Андреем и Лехой идем в голову состава, невдалеке от которой проводит маневры христиновский красавец 2ТЭ10УТ



     А ещё, разговорившись с локомотивной бригадой, мы узнали много нового и не всегда приятного о работе железнодорожника. И потом нам удалось упросить их пустить нас в кабину. Я всегда считал дизельный подвижной состав более живым, что ли, в отличии ПСа на электротяге. И этот тепловоз это только подтвердил - словно дышавший дизель в машинном отделении, тепло и уют кабины... абсолютно все в нем живо и словно ждет своего часа.
     Но, как говорится, в кабине хорошо... А и у нас и у локбригады ещё куча дел - им готовиться к поездке, а нам договариваться с проводниками за безбилетный проезд. В моей практике путешествий, это будет второй случай. И так, идем вдоль состава, только началась посадка. У второго вагона стоит симпатичная молодая проводница. Вообще, вся бригада проводников очень молодая, скорее всего, выгнали студентов на практику. Возможно, это нам только на руку, с молодежью проще договориться. Принимаем решение, что переговоры вести мне. Однако, первый блин, а точнее, в нашем случае, вагон, комом - сперва проводница, вроде, и была не против нам помочь, однако, услыхав, что нас аж семеро, моментально отказалась. Идем дальше. Вторая попытка приносит положительный результат и нам улыбается удача, а точнее, молодая семейная пара, работающая проводниками. Договариваемся по 15 гривен с человека, отправляемся за остальными в здание вокзала. По дороге я заметил двух милиционеров, о которых говорил ранее, однако не у них, не у нас не возникло обоюдного желания познакомиться поближе, и потому, уже через несколько минут мы сидим в плацкартном вагоне поезда Умань - Одесса. Пассажиров кроме нас почти нет - лишь одна бабушка, которая явно едет не очень далеко, и явно, как и мы, тоже без билета. Чаю выпить не удается, ну и ладно. А через 35 минут мы прибываем в Христиновку. Прощаемся с железнодорожным семейством и выходим под уже порядком усилившийся дождь.
     Первым делом отправляемся на поиски комнат отдыха. Находим мы их относительно легко, но дальше возникает первая наша проблема в Христиновке - отсутствие дежурной, которая должна нас поселить. Позднее она появится, а пока мы идем сфотографировать отправляющийся поезд.


     Поезд уезжает и настает невероятная для узловой станции тишина, которая поразила не только меня. Параллельно с этим находится дежурная и у нас возникает вторая проблема - нас семеро, а кроватей свободных всего 6. После напряженных переговоров, нам сделали предложение, от которого было грешно отказываться - медпункт на первом этаже вокзала, с отдельным выходом на улицу и своим санузлом. В итоге, было решено поселить девушек наверху (комнаты отдыха расположены на втором этаже вокзала), а самим оккупировать медпункт. Одной из причин такого решения, стали кровати - у девушек они были удобнее.


     Наши апартаменты выглядели не так роскошно, однако как-то уютнее. Во многом, благодаря некоторым интересным артефактам, обнаруженными в медпункте. А именно - часам, с логотипом УЗ и чайником, одолженным нам дежурной. Последний я даже хотел купить, однако переговоры по этому вопросу зашли в тупик.


     Ужинаем, общаемся, уже начинаем делиться впечатлениями, иногда выходим покурить на улицу... А там - тишина. Да не просто тишина, а такая, что кажется, будто это вовсе и не узловая станция, а небольшой полустанок где-то в глуши, где и движения то нет вот уже много лет. Так или иначе, а и второй день нашего путешествия подходит к концу. Завтра снова в путь, но завтра будет легче - завтра мы едем домой.

День третий.
Холодная дорога из Киева в Киев.

      Утро встречает нас сухим, но очень холодным воздухом. Пока большая часть группы собирается, мы снова идем на небольшую фотоохоту по станции. А снимать особо и нечего - памятник паровозу и два Д1 на маневрах - один скоро отправится на Казатин, а второй повезет нас в Вапнярку.





     Наконец, вся группа в сборе и, быстро заскочив в магазин, садимся в дизель до Вапнярки. Занимаем хвостовой вагон, в надежде на тепло от работающей машины. Однако почти сразу по отправлению, дизель в нашем вагоне заглушили. Запускали его только раз, перед подъемом в районе станции Ладыжин. Мы сонные и не очень понимаем происходящее, благодаря чему и происходит следующий разговор с кассиршей, продающей нам билеты:
 - А вы туристы, наверное?
 - типа того. - отвечаю я.
 - А откуда вы???
 - Из Киева.
 - А куда едите???
 - В Киев.
     После этой фразы одна из кассирш на нас обиделась, подумав, что мы просто хотим от нее отвязаться, однако наш дружный хохот показал ей, что никто ее обидеть не хотел, просто не проснулись мы ещё. А ведь по сути я сказал правду.
     Людей в дизеле не много, места вполне хватает. За окном проплывают в легком дождике небольшие станции и остановочные платформы. В том числе и станция Зятковцы, расположенная на пересечении с линией Винница - Гайворон, по которой сейчас нет пассажирского движения. В прочем, грузового, по моему, тоже.
     Вскоре мы переезжаем Южный Буг и подъезжаем к станции Ладыжин. Тут стоит рассказать отдельно. Станция от самого города находится на расстоянии нескольких километров. Особой популярностью железная дорога у жителей Ладыжина не пользуется - и далеко, и движения особого по ней нет. Да и расписание весьма не удобное. В самом городе я по работе бывал много раз и, мягко говоря, впечатление об этом городе у меня не самое приятное - уж очень много нервов он мне потрепал. И вот наконец я впервые имею возможность проехать его транзитом. Странное, но очень приятное чувство.


     В прочем есть в этом дизеле ещё один интересный момент, лично мной замеченный впервые - данный поезд используется местными, как способ передать небольшой груз своим родственникам или друзьям в другое село по маршруту следования. При чем, складывается впечатление о налаженности схемы и участия в ней поездной и локомотивных бригад. Сперва мы заметили, как на одной из многочисленных ОП в тамбур последнего вагона группой лиц были загружены несколько мешков с канистрами, которые были выгружены другой группой лиц через часа два пути.


     Второе проявление подобных грузоперевозок мы увидели, замерзнув и решив перейти в головной вагон - тут везли какие-то то ли доски, то ли смотанные трубы небольшого диаметра, длинной около 6 метров, которые как раз в момент нашего появления помогал выгружать помощник машиниста. к сожалению, заснять сей процесс мы не успели.
     А дорога продолжает бежать вперед, и вскоре мы прибываем на конечную станцию - Вапнярка. Здесь заканчивается дизельная часть нашего путешествия, а так же наше пребывание на Одесской дороге. Лично для меня, эта дорога всегда являлась образцом содержания подвижного состава. А остальным дорогам, как по мне, стоит поучиться у них содержать пригородные поезда в таком, почти идеальном, состоянием. И именно по этому, мне так не хочется садиться в электричку ЮЗЖД, приехавшую за нами из Жмеринки. Но, что поделаешь...
     Берем билеты в кассе вокзала и садимся в относительно неплохую ЭРку, попутно успевая сфотографировать маневрирующий по станции 2ЭС5К. Более ничего интересного, на мой взгляд, на этой станции просто нет.


     Через два с хвостиком часа мы пребываем в Жмеринку. Тут мы прощаемся с Игорем, он едет до Фастова - дело в том, что эта же электричка и едет туда же. С ним уезжает и Андрей, ибо на момент покупки нами билетов, у него не было денег, а потом не стало и самих билетов. В прочем с Андреем мы ещё встретимся, но это позже, а пока, машем рукой уезжающей электричке и идем осматривать вокзал.
     Вокзал Жмеринки один из самых красивых на мой взгляд в Украине, и один из самых старых. На первом пути уже стоит наш поезд, о котором я расскажу дальше, а пока мы размещаемся в неплохом баре прямо на платформе и пьем, кто чай, а кто и пивко. Потом отправляемся на базарек, купить продуктов и сделать пару фотографий этого памятника архитектуры.







     Наконец мы садимся в поезд и покидаем Жмеринку. Это наша последняя пересадка в этом путешествии. А вот Вите ещё потом на Харьков с двумя пересадками всю ночь ехать. А в связи с этим он, перекусив и сделав пару фотографий, занимает верхнюю полку и благополучно дрыхнет. Мы же, слегка осмотревшись, и поняв, что это за поезд, отправляемся договариваться с проводником, что бы по Казатину забрать Андрея. А с этим никаких проблем не возникает, ибо большинство пассажиров в вагоне едут без билетов. Да и вообще, учитывая график этого поезда, его смело можно назвать студенческим, ибо процентов 90 пассажиров этого поезда - студенты. В прочем так даже веселее. Огромная посадка проводится почти по всем остановкам данного маршрута, а особенно в Виннице. Людей в вагоне уже давно больше, чем 54, положенных по регламенту, но на это особо никто не обращает внимания, ибо места хватает всем. Меня гораздо больше возмутило отсутствие воды в туалетах и их чистота.
     В Казатине подсаживается Андрей, а Игорь снова машет нам рукой, но теперь уже мы поменялись местами - мы в поезде, а он ещё на платформе - его электричка на Фастов будет позже.
     А следующие 2,5 часа все очень весело и позитивно - обсуждение поездки, планы на новые маршруты, юмор... И вот он, стольный град Киев. Выходим с вагона, пора прощаться, но складывается впечатление, что расстаться просто невозможно. В конце концов, прощаемся и расходимся каждый в своем направлении - мы по своим киевским квартирам, а Витя к северным платформам, откуда через час с лишним отправится его первая волновая электричка в сторону Харькова.

Выводы.

     Такси несется по знакомым с детства улицам. Но складывается впечатление, что это какой-то чужой, незнакомый город. И вроде не был тут чуть больше двух суток, а все равно... И чувствуется легкая усталость, но уже обсуждаешь с попутчиком новые планы поездок. И легкая печаль от грядущих серых будней, из которых в большинстве своем и состоит наша жизнь. И хочется верить, что нам снова и снова удастся организоваться в такие увлекательные путешествия. А ещё эта поездка стала одной из самых длинных по пройденному километражу - для нас он составила 972 километра, а Витя, выезжавший и, соответственно, возвращающийся в Харьков, преодолел в ней аж 1649 километров.
     Но главное, что это не предел - дальше должно быть еще лучше и интереснее. С верой в это и живем. До новых встреч на железнодорожных просторах нашей прекрасной родины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Гайворон

     Часом нам здається, що все погано. У окремих галузях настільки, що вже нічого не можна покращити. Та, як показала практика, бувають сит...