среда, 30 декабря 2015 г.

Зимняя сказка по-харьковски.

От автора.

     С чего начать???
     Наверное многие авторы, а может и все, задаются этим вопросом. И правда, начать - сложнее всего. Стоит лишь начать и рассказ сам ложится под пальцы и нам остается лишь отстучать его на клавиатуре. Но начало... Сколько гениальных произведений не увидели свет, так и оставшись в планах авторов. Сколько прекрасной музыки так нигде и не прозвучавшей, кроме как в голове талантливого композитора, осталось лишь в каракулях-набросках на каких-то обрывках черновиков. Скольких мировых шедевров не досчитались мировые художественные галереи... А все потому, что все свои гениальные идеи и их реализацию мастера частенько откладывают в такой удобный, но и не менее бездонный ящик под названием "потом".
     Автор данной статьи ни в коем разе не причисляет свое творение к шедеврам мировой литературы, но начинать от этого ему нисколько не легче. А начать с чего-то, но надо, что же, попробуем.
     И создал Бог небо и землю...
     Так, стоп, не то. Не, ну это конечно тоже имеет отношение к рассказу, как бы события в нем описываемые именно на этой земле и под этим небом и происходили, но все же... Попробуем чуток перескочить.
     И создал Бог человека по образу и подобию своему...
     Так, тоже как-бы в тему, но ещё далеко.
     И создал человек колесо...
     Так, это уже ближе, вот от этого, пожалуй и начнем, впрочем все же выбросим некоторые не особо важные моменты истории, мало относящиеся к моему повествованию. И так.

Предыстория.
(Автор не несет ответственности за достоверность исторических фактов изложенных в данной статье.)

     И создал человек колесо. А другой придумал рельсы. Собрались они вместе, наверное, выпили, а чего им не выпить, коль два таких умных человека собрались... Неизвестно, долго ли пили, да чем закусывали, а только придумали они слегка модернизировать колесо, что бы ему удобнее по рельсам ездить было. Так и появилась в этом мире железная дорога. И стала она развиваться и мир покорять. И появились на ней поезда разные - пассажирские, товарные, пригородные и ещё бог знает какие, всех и не упомнишь. кому-то она нравилась, а кто-то иной транспорт предпочитал, свои мотивы на то имея. Кто-то и вовсе ее не любил...
     Но появились и такие люди, кто очень полюбил железную дорогу. Стали уважать ее, интересоваться ей, помогать по возможности, фотографировать да восхищаться ей... И хлебом их не корми, а дай на перегоне какой редкий локомотив поймать да пару его фотографий сделать. А когда в их жизни возникает необходимость переехать с одной точки страны в другую, тут и вопросов в выборе транспорта не возникает. Служители же стальных магистралей к ним неоднозначно относятся - один, ведя состав по перегону, и поздоровается, и тифоном свистнет, и фарами помигает, а другой и людей служивых вызовет... Да, испили служивые кровушки честным любителям, впрочем, бог им судья.
     Уж и не знаю как, но выпало так, что и я стал одним из таких любителей и почитателей ЖД. И нет в жизни ничего важнее семьи, друзей и стальной, бегущей за горизонт, магистрали. Ну, а уж если у друга беда, то ничего не стоит ему помочь. И не важно, что между вами 500 километров - главное, что бы поезда ходили.

Собственно сама история.

     Выходные начинались не очень. А именно с известия, что у нашего общего знакомого в Харькове возникли проблемы. Решить их можно с помощью некоторых документов. Которые в очень малые сроки были найдены. И казалась бы проблема решена, но неприятный осадок остался. Как оказалось, неспроста.
     На следующий день мы спланировали собраться с друзьями у нас. Тогда же и выяснилось, что есть сложность со своевременной передачей необходимых бумаг в Харьков. Все усиленно начали искать пути решения этого вопроса. А я, уже найдя для себя оптимальный вариант, занялся поисками и проверкой актуальности расписаний пригородных поездов по маршруту Киев-Гребенка-Огульцы-Харьков. После пяти минут блуждания во всемирной паутине и двух телефонных звонков, убедившись, что все электрички, нужные мне, не отменены, сообщаю свое решение присутствующим.
     А план прост - приехать электричками в Харьков, отдать "груз" и вернуться в Киев, но уже не пригородом, а скоростным поездом хюндай. Все просто, но только на первый взгляд - 15 часов в электричке, это не так уж просто. Сперва моя идея вызывает некоторое удивление у присутствующих, особенно у жены, но потом, за неимением лучшего, все же принимается, как единственно правильный. Выяснив все вопросы с Харьковом - действуем.
     До электрички ещё около пяти часов, но и дел немало - привести себя в порядок, поужинать, собрать рюкзак, нарезать бутербродов, заправить термос кофе, доехать до вокзала, купить обратный билет и сесть в пригородный поезд. А потому, наскоро перекусив, собрав рюкзак, в компании своих друзей отправляюсь на вокзал. по дороге начинается легкий мандраж. В принципе, в этой поездке нет ничего необычного или сложного - маршрут пройден многими знакомыми и мной лично пару лет назад - но есть два неприятных момента: чрезвычайно важные документы, надежно спрятанные во внутреннем кармане и отсутствие попутчика - это моя первая самостоятельная поездка пригородом на такие большое расстояние. Автостопом катался и дальше, но то немного другое. Впрочем, решение принято и отступать никто не собирался.
     Приезжаем на вокзал и совершенно без очереди покупаем билет на обратную дорогу. Причем, благодаря программе на телефоне - в строго определенный вагон и строго определенное место. Назад я решил ехать у окна. Впрочем, оставалась вероятность, что схема в программе может отличаться от реальности, но там видно будет.
     Провожаем нашу знакомую на трамвай, а сами с другом идем к электричке - он решил подъехать ей несколько остановок, так ему удобнее добираться домой.
     Спускаемся к Северным платформам, где на третьем пути нас ждет старенькая ЭР9. Заходим через хвостовой вагон и идем по составу в поисках места. Критериев у меня немного - тепло, яркий свет, дабы читать было проще и отсутствие неприятных запахов. С первым явных проблем нет, а вот с остальным - вонь почти в каждом вагоне неимоверная. Впрочем все же найдя место во втором с головы вагоне, принимаем решение остаться здесь и выходим на перекур.
     Ровно по графику наш поезд отправляется, а через 12 минут выходит на своей станции мой друг и я продолжаю свое путешествие один.
     Как обычно в начале поездки, осматриваюсь вокруг. Вагон весьма теплый и горят все лампы. Людей немного, места хватает всем. Впрочем, и тут нашлись недовольные, но о них и вспоминать не хочется. По Выдубичам подсажиавются трое парней. Один сразу одевает наушники и выпадает из реальности. А вот двое других устраиваются по удобнее, достают карты, пиво и блокнот. В блокнот записываются очки, набранные каждым из них за игрой в бридж. Глянув в эти записи, понимаю - соперники давние. Ехать им недалеко, до о.п. Коржи и я решаю как-то разнообразить свое путешествие - уже следующая раздача делается на троих, а время на много ускоряет свой бег. И вскоре мои партнеры по игре выходят нагруженные рюкзаками и по 145 и 190 игровых очков (я набрал всего 20), а я снова остаюсь один. В Яготине выхожу на перекур, знакомясь с компанией поддатых в честь окончания сессии студентов. Где они учатся, я так и не понял, за то посмеялся от души. Там же в Яготине я впервые испугался, что мой план может не осуществиться - у везущего меня электропоезда возникли технические проблемы и я уж подумал, что дальше он ехать не сможет, однако, с небольшим опозданием, но мы все же отправились дальше. И с таким же минимальным опозданием, мы пребываем в Гребенку.
     Народ бегом, толкая друг друга, спешит покинуть поезд, что бы занять места в зале ожидания. Не знаю, кому как, а меня от одного запаха в том зале начинало тошнить, потому, дождавшись, пока на улице не останется людей, я делаю пару фото.


     Поразил меня тут и ещё один момент: в нашем вагоне ехала женщина, рядом сидели ее знакомые с ее города. Ехали они до Яготина. Незадолго до их станции, она заснула, а ее попутчики вышли, даже не разбудив ее. В итоге женщина 1947 года рождения была вынуждена сидеть 5 часов на холодном вокзале, что бы вернуться домой. Несмотря на то, что она была выпивши и материлась через слово, с ней оказалось невероятно интересно поговорить. Оказалось, что по профессии она медик-ветеринар, а материться научилась от мужа, моряка по профессии. На прощание она предложила мне бартер - я ей несколько сигарет, а она мне яблок. Я сказал, что поделюсь с ней куревом и за просто так, однако выяснив, что яблоки моченые, не смог удержаться. Так, похрустывая деликатесом родом из детства, я и отправился дальше.
     До следующей электрички ещё около двух часов и я решаю попытать счастья на проходящем скором поезде. Заранее иду в конец платформы в сторону Полтавы, где по моим прикидкам должен остановиться локомотив. Однако, то ли платформа короткая, то ли локомотивная бригада скорость не рассчитала, но в итоге первые два с половиной вагона ушли за платформу. С проводниками даже говорить не хотелось. Один озвучил мне сумму в 350 гривен и на этом разговор с ним был окончен. А вот локбригада отнеслась ко мне весьма дружелюбно. После моих слов, мол, еду друга выручать, машинист уже был готов подвезти меня до Огульцов, однако в последний момент они узнали, что на следующей станции к ним подсядет то ли машинист-инструктор, то ли ещё кто из начальства. Я улыбнулся и мы расстались - я остался на перроне, а они погнали свой поезд дальше. Ко мне подошла какая-то сотрудница станции, слыхавшая наш разговор. Я уж испугался, что машинистам влетит за их доброту, но, как оказалось, зря. Мы вошли в какое-то помещение, типа кабинета, попили чаю, поговорили за жизнь. Мне было предложено не ехать электричкой, а подождать пассажирский поезд около четырех часов утра, с тем, что уж на него меня точно посадят. Я искренне поблагодарил свою новую знакомую и отказался. А в 1;45 пришла моя следующая электричка и я отправился на посадку с очень приятным чувством - не перевелись ещё на железке добрые люди. И от этого осознания становилось теплее на душе в эту ветреную декабрьскую ночь.
     А прибывшая из Полтавы ЭР9М-507 меня серьезно удивила и немножко напугала. О техническом состоянии ПСа на Южной дороге, знают многие, особенно по сравнению с Юго-западной дорогой. Но вот открытые окна в некоторых вагонах настораживали - может, не закрываются??? Тогда поездка будет веселой.


     Но реальность превзошла все ожидания и не хило удивила - в вагоне, по ощущениям, было градусов 30 тепла, если не больше. Тут даже в одной футболке было жарко. А сидеть приходилось ещё и в теплой куртке, боясь ее снять, так как там во внутреннем кармане лежали те самые документы, из-за которых вся поездка. Тем не менее, не смотря ни на что, сон берет свое. Сперва я ещё пытался с ним бороться, в чем не мало помогал беспокойный пассажир, который очень боялся проехать свою станцию, Ромодан. Однако вскоре он вышел и я таки провалился в крепкий, но чуткий сон.
     Проснулся я часа через два и, слегка размявшись - затекло все, что только могло затечь - понимаю, что вполне выспался. дико хочется курить, но, как я заметил, в пригородных поездах на ЮЖД это не принято. На выручку мне пришла моя коммуникабельность и проходящий с обходом поезда, помощник машиниста. Разговорились и уже через несколько минут я курю с чашкой кофе в кабине с локбригадой. Машинист мне рассказал, что в электричках у них все таки курят, вот только не на всех направлениях. За душевным разговором, не замечаю, как мы подъезжаем к Полтаве. Первая крупная станция тут - Полтава-Киевская.
     Станция не особо большая, но трафик тут весьма интенсивный. Нас принимают на второй станционный путь. Мы тормозим, но двери пока не открываем. А все потому, что в то же время на первый путь подают пассажирский поезд на Киев. Машинист говорит, что так происходит постоянно и иногда пассажиры попросту выламывают двери. Были и смертельные случаи при попадании под тот самый поезд. Как по мне, ничего не стоит поменять поезд и электричку местами. Стоянка электрички тут всего 2 минуты, на посадку в поезду и его пассажирам, идущим на посадку, это никак бы не помешало - стоянка поезда что-то около 10-15 минут.


     Две минуты, и наш путь продолжается, но для меня, увы, уже в вагоне, а не в уютной кабине машинистов. В течении около часа поезд ползет по городу и иногда удается увидеть городские красоты. Дабы сделать пару фотографий, я открываю окно. Ожидаю резкой критики от пассажиров вагона, однако ничего подобного не происходит. В результате глоток рассветного воздуха и пару фотографий.


     Зак окнами светает, людей в электричке становится больше, но большинство едет лишь до Полтавы-Южной - что-то вроде городской электрички, только бесплатная.
     В скором времени мы прибываем на станцию Полтава-Южная. Здесь мы стоим 41 минуту и меняем направление. Раньше эта электричка сюда не заезжала, а шла по прямой на Огульцы, что позволяло сэкономить кучу времени.
     На станции выходит 95% пассажиров. Среди них и те, кто проспал Полтаву-Киевскую. на первом пути (мы на третьем) стоит пассажирский поезд Херсон-Харьков. Через два его вагона организован переход пассажиров к вокзалу. Очередь невероятная, однако мне, включив прирожденную наглость, удается проскочить без очереди - сказал, что я машинист с электрички и у меня просто нет времени. Зря, в спину полетели проклятия относительно жары в салоне. Ну да ладно, спасибо, не заплевали.
     Купив воды, возвращаюсь к электрички. Решаю занять место в головном вагоне - так будет быстрее перейти в Огульцах. Поезд с первого пути отправляется и мне удается удается нормально рассмотреть вокзал этой станции - тут я впервые.


     Людей становится больше, я тоже занимаю присмотренное заранее место и вскоре наш поезд отправляется. Ехать становится веселее - и день начался, и попутчик интересный подсел. Ехал он, как и я, до Харькова. Он рассказывал про их ЖЭК и условия содержания их многоквартирного дома. В современном мире вопрос коммуналки очень часто выходит на один из первых планов в нашей жизни.
     Ну да ладно. А за окном тем временем холодает. То солнце выходит, то снова тучи пригоняет... Немного играем в перегонки с идущим резервом локомотивом, пропускаем Хюндай и вскоре прибываем на конечную станцию для этого электропоезда - Огульцы. Самая длинная по времени электричка и пожалуй, самая сложная часть в моем путешествии позади.


     Станция Огульцы, наверное, самая уникальная станция в Украине. Все уже привыкли к станциям стыкования, где сходятся разные рода тока - постоянный и переменный. На таких станциях есть возможность включать на один и тот же провод над колеей любой из родов тока. Таким образом без лишних маневров меняют локомотив с одного рода тока на другой. Станция же Огульцы кардинально отличается от таких станций. Тут нет возможности переключать ток. Тут все ограничено нейтральной вставкой. Раньше по Полтаве к составам цепляли двухсистемные электровозы серии ВЛ82 или ВЛ82М, но сейчас они в дефиците и многие пассажирские поезда, которые раньше проскакивали эту станцию, вынуждены тормозить по ней и с помощью маневровых тепловозов им меняют локомотивы.
     Станция Огульцы представляет собой множество путей и всего две платформы, на одной из которых есть маленький вокзал. Электрички прибывают на боковой путь к высокой платформе, каждая со своей стороны - харьковская ЭР2 (постоянный ток) и Полтавская ЭР9 (переменный). Между ними метров 80, но колеи разделены бетонными уловителями и между собой не стыкуется. Пересадка с одной электрички занимает всего пару минут. Единственный минус, это почти одновременное прибытие обеих электричек, а следовательно столкновение двух пасспотоков. Несмотря ни на что, через две минуты я уже в теплой ЭР2 с такими любимыми всеми с детства деревянными сидушками.


     После улицы, где похолодало - в 7;20 в Полтаве было +12, а сейчас, около 10;30 было -2 - в вагоне кажется просто сказочно. Занимаю место в головном вагоне и пытаюсь почитать. Но, не судьба. В Люботине садится очень много людей и я с неожиданным для себя интересом принимаю участие в разговоре на тему сельхозпродукции, а точнее, про урожай яблок в этом году. Оказывается в харьковской области с этим вышло туго в этом году, в то время, как в черниговской и киевской областях просто не знали что делать с таким огромным количеством этих плодов. Вот такая она неоднозначная, наша прекрасная родина.
    А спустя полтора часа я в Харькове.
      На платформе под мостом меня встречает наш друг, к которому я и ехал, и мы прямиком направляемся к музею ЮЖД, в который я уже очень давно хочу попасть. Взглянуть тут и правда есть на что, но как всегда, рассказывать ничего не буду - сами приезжайте и все посмотрите. От себя только добавлю, что лично мне больше всего понравился кабинет Конарева и стоящий на уличной экспозиции ТЭП60, тепловоз, которых в Украине уже не осталось в рабочем состоянии, разве что на БЧ ещё можно поймать их за работой, и то, все реже и реже.













     Дальше мы отправляемся в гости к моему другу и возвращаемся в город уже когда стемнело. И вот тут то и начинается та самая новогодняя сказка, о которой говорится в названии. Глядя на всю эту красоту, возникает только один вопрос - почему в Киеве, моем родном городе, не могут сделать также???






     На этом мое путешествие почти заканчивается, мне остается только приехать в Киев на скоростном корейском поезде. По сравнению с пятнадцатью часами в электричках, четыре с половиной часа на хюндае кажутся просто смешными. Изначально я хотел написать отдельную статью про эти поезда, но потом понял, что не так уж много я могу о них сказать, потому, изложу в этой статье то, что сильнее всего бросилось в глаза.
     Поезда данной серии имеют ряд особенностей для пассажиров: нумерация сидений начинается от прохода, а не от окна, как мы привыкли по крюковским вагонам с местами для сиденья; проводить посадку можно в любой вагон и через любую дверь, билеты при входе никто не проверяет, происходит это в течении минут пятнадцати после отправления. Порадовали и туалеты - тут они чистые, хоть и слегка тесноватые. За то там даже есть специальные подкладки на сиденье унитаза. Пока поезд идет по участку, где нет стыков, то все хорошо, но стоит на пути оказаться паре стыков или стрелок - и миссия сходить по нужде переходит в разряд невыполнимых. В целом же поезд производит положительное впечатление. Я специально попробовал сидеть в обоих классах и, что в первом, что во втором, места для ног мне хватило, другой вопрос, это ширина сидений - во втором классе ее слегка не хватает. Так же разочаровал WI-FI, к которому удавалось подключиться только в вагонах первого класса. За то поразила мягкость хода на скоростях свыше 140 километров в час.
     Через четыре с половиной часа, большую часть из которых я проспал, я был в Киеве, а ещё через час - дома.

Постскриптум.

     В последнее время мне начало казаться, что я стал слишком старый и ленивый для такого вида развлечений, как электричинг. Но поездка далась мне на удивление легко и усталости почти не ощущается. А при осознании, что ещё и другу помог, то возникает чувство, что можно и повторить. Но все таки хорошо возвращаться домой. И ничто не сможет омрачить впечатление от пройденного маршрута - ни легкая усталость, не пропавшие выходные (хотя тут спорный вопрос) и даже не простуда, с которой я и сижу теперь дома и пишу эту статью. Главное - дорога.

Киев 2015

1 комментарий:

  1. Порадовала ламповость и теплота твоего рассказа. Пиши дальше...

    ОтветитьУдалить

Гайворон

     Часом нам здається, що все погано. У окремих галузях настільки, що вже нічого не можна покращити. Та, як показала практика, бувають сит...